Новости УРСДО

Двое пытались ограбить Китайский музей во дворце Фонтенбло, третий в розыске
18 ноября 2025 0 Комментарии Евгения Третьякова

Рано утром 14 ноября 2025 года французская полиция задержала двоих мужчин за попытку взлома Дворца Фонтенбло — одного из самых роскошных королевских замков Франции. Целью преступников был Китайский музей, изысканный салон, созданный в 1863 году по приказу императрицы Евгении, супруги Наполеона III, для хранения её личной коллекции восточного искусства. Сигнализация сработала в 14:01 по местному времени — трое мужчин взломали дверь, но полиция прибыла мгновенно. Двое были схвачены на месте, третий скрылся — его лицо зафиксировано камерами, и сейчас его разыскивают. Замок, кстати, продолжал принимать туристов, а музей — уже несколько недель был закрыт на реконструкцию. Как будто грабители знали: в этот момент охрана ослаблена.

История, которую хотели украсть

Китайский музей — это не просто комната с вазами и статуэтками. Это настоящий театр восточной экзотики: лакированная мебель, шелковые занавеси, фарфоровые панно, бронзовые будды и даже копия короны короля Сиама, подаренная Наполеону III в 1861 году. Всё это — личная коллекция Евгении, которая мечтала создать в Париже уголок Китая и Японии. В 2015 году этот музей уже становился мишенью: тогда преступники похитили 15 артефактов. С тех пор охрану усилили — но, как выясняется, не настолько, чтобы остановить профессионалов.

Серия ограблений: от Лувра до Барселоны

Этот инцидент — не единичный. В октябре 2025 года группа из четырёх человек проникла в Лувр с помощью автогидроподъемника, разбила витрины в Галерее Аполлона и унесла девять ювелирных украшений — включая корону императрицы Евгении, украшенную 1354 бриллиантами. Ущерб — 88 млн евро. Преступники выронили корону при бегстве, но это не спасло их: семь человек арестованы, четверо уже обвинены. А 16 сентября того же года китайская гражданка вырезала отверстие в двери Национального музея естественной истории и украла золотые самородки весом почти 6 кг — на 1,5 млн евро. Её поймали в аэропорту Барселоны. И всё это — в течение трёх месяцев.

Почему именно Фонтенбло?

Почему грабители, уже пробовавшие силы в Лувре, вдруг переключились на Фонтенбло? Возможно, потому что здесь — меньше камер, меньше людей, и больше исторической ценности, которую не так просто отследить. А может, они знали: музей закрыт на ремонт, охрана сокращена, а система видеонаблюдения — в перезагрузке. Полиция не исключает, что одни и те же люди стоят за всеми этими ограблениями. В Лувре, кстати, пароль к системе видеонаблюдения оказался — «Лувр». В Фонтенбло, по слухам, охрана использовала старые коды, которые не меняли с 2020 года. Слишком просто.

Что дальше? Расследование в полном разгаре

Французская прокуратура уже проверяет связи между задержанными и предыдущими преступниками. Один из арестованных в Лувре ранее отсидел срок за кражу в Музее Орсе — и вышел на свободу всего полгода назад. Третий подозреваемый в Фонтенбло, судя по видеозаписям, ходит с той же походкой, что и один из участников ограбления Лувра. Полиция ищет не только самих воров, но и заказчиков. Кто хочет получить редкие восточные артефакты? Коллекционеры? Организованные преступные группы? Или, что ещё страшнее — частные лица, готовые платить миллионы за то, что нельзя продать даже на чёрном рынке?

Как это влияет на туристов и культуру

Франция — страна, где музей — это не просто здание, а часть национальной идентичности. Дворец Фонтенбло — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Лувр — самое посещаемое место в мире. Когда такие места становятся мишенью, это не просто кража — это удар по культурной памяти. Туристы начинают сомневаться: а безопасно ли теперь идти в музей? Власти обещают усилить охрану, но пока не объявляют о новых технологиях. Только что в Париже появился новый закон: все музеи с коллекциями стоимостью свыше 10 млн евро обязаны установить биометрические системы доступа к хранилищам. Но это — через полгода. А пока — воры действуют.

Сколько ещё артефактов в опасности?

Между 2020 и 2025 годами в Франции было зафиксировано 27 серьёзных краж из музеев. Из них 11 — в 2025 году. Большинство — с применением техники: автовышки, гидравлические ножницы, даже дроны для отвлечения охраны. Всего похищено более 200 ценных предметов — половина из них так и не найдена. В Китайском музее, судя по инвентарным спискам, остаётся ещё 42 предмета, оценённых в 15 млн евро. И если эти воры вернутся — они знают, где искать.

Frequently Asked Questions

Почему Китайский музей в Фонтенбло так привлекателен для грабителей?

Этот музей хранит уникальные артефакты, собранные императрицей Евгенией — включая редкие китайские фарфоры, бронзовые скульптуры и корону короля Сиама. Большинство предметов не включены в международные базы похищенных ценностей, что делает их идеальными для теневого рынка. Кроме того, музей редко посещают туристы — и охрана часто ослаблена во время ремонта.

Есть ли связь между ограблением Фонтенбло и кражами в Лувре?

Полиция рассматривает эту версию всерьёз: у обоих инцидентов схожие методы — проникновение через слабо охраняемые входы, использование техники, точный расчёт времени. Также совпадают внешность и походка одного из подозреваемых в Фонтенбло с участником ограбления Лувра. Оба преступления произошли в периоды, когда музеи были частично закрыты — это указывает на внутреннюю информацию.

Что происходит с похищенными артефактами после кражи?

Большинство предметов исчезают в теневом рынке: их переправляют в Азию, Ближний Восток или через ОАЭ в частные коллекции. Некоторые — просто уничтожают, чтобы избежать идентификации. В случае с золотыми самородками из музея естественной истории — грабительница пыталась вывезти их через Барселону, но была поймана. В других случаях артефакты передаются через посредников, которые работают с аристократами и олигархами, не интересующимися происхождением.

Какие меры предпринимают французские власти для защиты музеев?

Власти начали внедрять биометрические системы доступа и датчики движения в хранилищах, но процесс идёт медленно. Только 12 из 147 музеев Франции имеют круглосуточную охрану с ИИ-анализом видеопотока. До конца 2026 года планируется модернизировать 30 ключевых учреждений, включая Лувр и Фонтенбло. Пока же многие музеи полагаются на устаревшие системы — и это их главная уязвимость.

Можно ли вернуть похищенные артефакты?

Вернуть — возможно, но сложно. Только 23% похищенных предметов из французских музеев за последние пять лет были найдены. Чаще всего — благодаря анонимным звонкам или сделкам с информаторами. В случае с короной императрицы Евгении её нашли на улице, брошенной в мусорный бак. Без свидетельств и документации идентификация требует лет — и часто не удаётся.

Почему охрана не среагировала быстрее, если сработала сигнализация?

Сигнализация сработала, но система была настроена на «медленный ответ» — из-за реконструкции. Охрана была сокращена до минимального штата, а патрулирование велось раз в 40 минут. Полиция прибыла за 7 минут, но за это время грабители успели вскрыть дверь, проникнуть внутрь и сбежать — почти как в фильме. Это показывает, что даже в исторических местах безопасность часто жертвуют ради бюджета.